Виды задвижек для трубопроводов | 

Как устроена задвижка для трубопровода и как ее устанавливать?

Виды задвижек для трубопроводов представлены как запорные устройства на линии, по которой осуществляется движение какой-либо жидкости (газа, воздуха — не важно, любой среды).

Эти устройства способны перекрывать полностью или же частично ограничивать необходимое количество вещества, которое проходит по трубе — являясь запорно-регулирующим элементом трубопровода.  

Устройство и назначение

Трубопроводные задвижки представляют собой промышленную трубопроводную арматуру, конструкция которой состоит из специальных запорных элементов.

Он может изменять свое положение внутри устройства, опускаясь или поднимаясь, тем самым — изменяя возможность прохождения среды через трубу от полностью открытого до полностью закрытого.

В быту, дома, арматура этого рода используется реже, чем вентиля. Детали такого типа чаще всего встречаются в конструкциях промышленного оборудования различных направлений — от химического до машиностроительного.

Кроме того данные устройства нашли свою широкую область применения в коммунальных хозяйствах, в частности в системах водоснабжения и отопления.

Одним из самых существенных различий во всех типах задвижек является материал, из которого они выполнены. От этого напрямую зависит от степени нагрузок, которые ложатся на оборудование.

Задвижки для водопровода имеют определенную схему строения. Устройство состоит из клина, листа или же диска, который перемещается в пространстве между поверхностями самого корпуса конструкции вверх и вниз.

В строении задвижек всех типов очень важным компонентом является так называемое седло — собственно, часть, к которой и прилегает клин с закрытым состоянием. Исходя из чего, можно отличить суженную задвижку от полнопроходной.

В принципе, вышеописанная конструкция является общепринятой для всех задвижек, независимо от их габаритов и области применения. Встречаются, впрочем, и небольшие различия и дополнения.

Трубопроводные задвижки для промышленных магистралей

Трубопроводные задвижки для промышленных магистралей

На фото видно, что корпус состоит из двух концов, которые предназначены для подключения задвижки к магистрали трубопровода.

Такие присоединительные концы могут быть:

  • Фланцевыми;
  • Муфтовыми;
  • Под приварку.

В корпусе располагаются два седла, которые прижаты друг к другу, а к уплотнительным поверхностям присоединяются специальные затворы. Затвор способен осуществлять движение по перпендикулярной оси прохода с помощью шпинделя или штока.

Сам шпиндель вкупе с гайкой ходового типа представляет собой резьбовую пару. При осуществлении вращения одного из элементов затвор двигается в необходимом направлении. В тех случаях, когда применяется пневматический или гидравлический привод наряду с затвором шток начинает поступательные движения.

Шпиндель соединяется с затвором  и с другой стороны проходит через сальник со встроенной крышкой для соединения с элементом управления (штурвалом).

Виды и отличия

Водопроводные задвижки (да и задвижки для любой другой среды) делятся на три основных разновидности, каждая из которых обладает рядом своих особенностей в зависимости от сфер применения и конструктивных отличий:

  1. Межфланцевый затвор.
  2. Задвижки с обрезиненным клином.
  3. Межфланцевая ножевая задвижка.

Зачастую межфланцевый затвор применяется в тех трубопроводах, которые обеспечивают бесперебойную подачу воды. Исходя из особенностей внутренней конструкции, этот затвор способен держать под контролем силу и нужный объем при осуществлении подачи воды или же других жидких сред.

Внутри такого затвора содержится цилиндр, который при движении ручки можно повернуть до угла в 90 градусов. Угол поворота цилиндра напрямую влияет на водный поток: для полного перекрытия подачи цилиндр поворачивается строго на 90 градусов.

В противном случае (если он будет повернут на меньший угол) поток перекроется только отчасти.

Как правило, такие затворы изготавливаются с применением высокопрочных сортов чугуна, а все детали подвержены обработке нержавеющей сталью, а соединительные элементы снабжены специальным элластомерным покрытием.

Задвижка с обрезиненным клином предназначена для тех трубопроводов, внутри которых содержатся жидкостные среды. Ключевой особенностью данной конструкции является возможность использования запора только при температуре, не превышающей 70 градусов.

Сам корпус затвора изготавливается с применением высокопрочного чугуна, а отдельно взятые детали покрыты нержавеющей сталью. ИЗ эластомера сделаны все защитные перегородки  и уплотнители затворов.

Межфланцевая ножевая задвижка может применяться в трубопроводах, внутри которых протекают жидкостные среды с любой степенью плотности.

Межфланцевая задвижка

Межфланцевая задвижка

Особенности конструкции этого устройства позволяют избегать формирования налета или вредоносных отложений, способствуют тщательному контролю за потоками жидкости и подвергаются плотной фиксации в необходимом направлении.

Она активно применяется не только в трубопроводах с жидкостями, обладающими высокими параметрами густоты, но и при температуре жидкости до -20 градусов по Цельсию. Высокую степень герметизации данного механизма обеспечивает наличие эластомерных вставок.

Советы по выбору и цены

При выборе задвижек для трубопровода перед их монтажом нужно определить:

  • Особенности свойств обслуживаемого потока жидкости — для некоторых агрессивных сред может потребоваться арматура сверхпрочного исполнения;
  • Температурный режим — само собой, что не каждая задвижка может выдержать температуру, скажем, в +700 градусов (актуально для промышленных объектов) — значит, нужно учитывать этот параметр;
  • Давление — один из ключевых параметров, на который следует обращать внимание в обязательном порядке;
  • Необходимый уровень герметичности — в некоторых случаях (к примеру — если по трубопроводу будет идти насыщенный водяной пар под высоким давлением) требуется обеспечить максимально возможную герметичность конструкции;
  • Диаметр соединительных фланцев и метод, с помощью которого будет присоединена к водопроводу;
  • Нужный способ, при помощи которого будет проходить управление задвижкой (гидропривод, электропривод, ручной);
  • Защищенность от взрывов и способность переносить гидроудары.

Перечислять вышеописанные параметры для каждого вида задвижек — слишком долго, поскольку вариаций существует не одна сотня. Так что при выборе арматуры пользуйтесь этими данными, подходящими непосредственно для имеющихся условий.

Межфланцевая задвижка

Трубопроводная задвижка

Цены на задвижки зависят от конкретной модели и специфики ее применения (цены приведены для задвижек с диаметром в 50 мм и рабочим давлением до 10 атмосфер):

  • Задвижка муфтовая латунная – 15–20$;
  • Задвижка чугунная фланцевая – 35-50$;
  • Задвижка с диском из нержавеющей стали – 20-40$.

Особенности монтажа (видео)

https://www.youtube.com/watch?v=1dumHEd3Fas

Особенности монтажа

Установка задвижки на трубопроводе требует неукоснительного соблюдения техники безопасности и следования определенным правилам.

В идеале врезка задвижки в трубопровод осуществляется квалифицированными специалистами — процесс это достаточно ответственный (особенно если это столь серьезное оборудование, как, к примеру, электрозадвижка на пожарный водопровод).

Этапы работы следующие:

  1. Во время проведения работ строго запрещено производить съем задвижек с трубопровода, заполненного рабочей жидкостью и применять при демонтаже ключи, размер которых превышает размер крепежных деталей, а также демонтировать задвижки при наличии давления в трубопроводе.
  2. Разбалчивание старых задвижек (если производится замена) или снятие заглушек производится только после остановки оборудования (если речь идет о промышленном объекте), отключения участка арматурой и сброса давления.
  3. При осуществлении монтажа подъемные крепежи прикрепляются исключительно к патрубкам трубопровода.
  4. При установке арматурной конструкции в систему трубопровода нужно следить за ровным закреплением фланцев и отсутствии перекосов — для этого затягивание крепежей производится по поочередно.
  5. Перед осуществлением пробного пуска системы при открытых задвижках производится полная и тщательная промывка линии.
  6. Проводится опрессовка, при которой вентили устройства должны находится в двух крайних положениях — вначале в полностью открытом, затем — в закрытом.




Автор
IMG_

Вазянов
Евгений Викторович

Инженер-строитель

Сделаем расчет или подберем лучшее предложение

Строительные калькуляторы

Самое интересное и полезное из рубрики: